Восприятие - это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств.
В данном процессе можно выделить 4 уровня:- Обнаружение – мы понимаем, что есть определенный стимул извне (например, ухо воспринимает некий сигнал).
- Различение – собственно восприятие раздражителя (человек понимает, что это звук).
- Идентификация (распознавание) – поиск образа среди существующих в психическом опыте (на что он похож этот звук?).
- Опознание – отнесение образа к конкретной категории (это лай собаки).
Также выделяют дополнительный уровень – интуитивная оценка - это способность предвидеть или дать ответ, когда в ситуации нет очевидного решения.
Восприятие позволяет интерпретировать окружающие нас стимулы и придавать смысл информации, которую мы получаем от наших органов чувств, в соответствии с нашими знаниями о мире.
Для того, чтобы процесс восприятия выполнялся корректно, необходим процесс обобщения и понимания полученной информации. Восприятие происходит через различные органы чувств (зрение, слух, осязание ...), и наш мозг обобщает всю эту информацию, придавая ей общий смысл. Ассоциативные области мозга отвечают за объединение информации, воспринимаемой различными органами чувств, чтобы мы могли эффективно взаимодействовать с окружающей средой, независимо от того, через какой орган чувств поступила информация.
По типу воспринимаемой информации выделяют:- Слуховое восприятие - это способность получать и распознавать информацию, которая поступает к нам посредством частотных волн, переданных по воздуху или иным способом (звук).
- Зрительное восприятие - это способность истолковывать информацию, достигающую глаз через свет видимой области спектра. Отдельно можно выделить такой вид зрительного восприятия, как визуальное сканирование –способность активного и эффективного поиска важных окружающих стимулов с помощью зрения.
- Пространственное восприятие - это способность осознавать взаимодействие с окружающим нас пространством.